Мы все толкали тележку для покупок по проходу магазина. Большинство из нас нажимали кнопку «оформить заказ» на веб-сайте с символом корзины в главной роли. Но задумывались ли вы когда-нибудь о том, как появилась это устройство и какова история покупательской тележки?
Америка и индустриализация
Между тем, история повсеместного распространения покупательской тележки наполнена блестящими идеями, художественными интерпретациями и даже хорошо известной психологической теорией социального поведения. Чтобы отследить ее происхождение, нам нужно будет вернуться в Америку 1930-х годов. Тогда тележка впервые стала популярным спутником американцев, которым нужен был удобный способ хранить товары, которые они покупали на полках в продуктовых магазинах. Потом уже тележки появились в других странах. Хотя стойте: известно, что первые тележки появились уже у первобытного человека! Интересно? Читайте дальше.
В начале 20 века быстрый рост индустриализации привел к расширению магазинов повседневного спроса. Дальше больше: случился бум продуктовых магазинов. К 1940-м и 1950-м годам продуктовые магазины стали основным каналом сбыта продуктов питания в США. Отчасти это произошло из-за тенденции к снижению стоимости продуктов питания и упрощению схемы маркетинга. Продуктовые магазины вскоре стали называться «супермаркетами», так как выбор товаров в них резко возрос.
Требования времени: беби-бум и супермаркеты требуют покупательскую корзину!
Настоящее распространение новых супермаркетов произошло в годы бэби-бума. В середине века писали, что в США открывалось более трех новых супермаркетов в день, и темпы только увеличились в 1960-х годах. Тогда на супермаркеты приходилось 35% всех продаж продуктов питания в Америке, а десять лет спустя эта цифра достигла 70%.
В 1937 году несколько компаний пытались поиграть с концепцией размещения двух корзин на колесной раме. Идея была понятна: бери корзину, набирай товары. Однако конструкция получилась слишком громоздкой.
А лучше тележку
Затем появился предприниматель Сильван Н. Голдман, владелец сети продуктовых магазинов в Оклахома-Сити. Однажды днем менеджер бакалейной лавки заметил в своем кабинете два складных стула, и у него внезапно появилась блестящая идея.
Почему бы не поднять сиденье складного стула на несколько дюймов и не добавить еще одно такое же сиденье ниже, чтобы на каждое из них можно было поставить корзину? Колеса, прикрепленные к каждой ножке, сделают этот новомодный стул мобильным. Спинку стула можно использовать как ручку, чтобы толкать его. Работая с разнорабочими в одном из своих магазинов, Сильван разработал систему, и в 1939 году его версия тележки была представлена покупателям.
История покупательской тележки начинается
Поначалу продукт провалился: мужчины чувствовали себя не в своей тарелке. Мысль, что эта новая тележка для покупок сильно напоминает коляску для ребёнка, не давала им покоя. Нечего даже говорить: действительно напоминала. Как-то не по-мужски, не находите?
Что ж, эту задачу уже можно было решить. Маркетологи применили старый трюк. Они заплатили своим сотрудникам за то, чтобы те действовали как покупатели, использующие тележки для покупок. Элегантно одетые мужчины подавали пример: они непринуждённо толкали тележки перед собой, сохраняя невозмутимый вид. Наверное, они выглядели очень убедительно: так и представляются различные типические образы. Гангстер с тележкой. Бизнесмен с тележкой. Актёр с тележкой. Так или иначе, уловка сработала. Люди попробовали тележки, и они им понравились. Потребители вскоре отказались от корзинок в пользу их колесных преемников. Не полностью и не окончательно, но многие.
Тележка для покупок, впрочем, имела серьезную проблему для розничных продавцов. Она занимала слишком много места до и после того, как покупатели использовали ее. Их металлические тела были неуклюжими, и их нельзя было сложить так же легко, как корзины.
Добавим тележке для покупок телескопирование
В 1946 году 50-летний Э. Уотсон зашел в продуктовый магазин с десятками тележек, оставленных на стоянке. Тележки были разбросаны по всей стоянке, и кто-то другой только чертыхнулся бы. Но Уотсон был изобретатель.
Он начал с того, что обыграл идею горизонтально выдвигающихся рам, а не вертикально сложенных корзин. После нескольких проб он выбрал две критически важные особенности, которые навсегда определят тележки. Тележки входят друг в друга. Тележки прикреплены к корзинам, чтобы те действовали в качестве постоянных покупательских тележек, а не держателей корзин. Никаких отделяемых элементов.
Новый дизайн стал центральным продуктом в продуктовых сетях, которые развивали магазины самообслуживания ранее. Это привело к резкому увеличению числа супермаркетов, разбросанных по городским центрам и пригородам. Например, A&P, которая в 1920 году уже была крупнейшей продуктовой сетью в США, за десятилетие более чем утроила количество принадлежащих ей магазинов.
В январском выпуске журнала Life Magazine за 1955 год тележка для покупок украшала обложку статьи о культуре потребления. История покупательской тележки побежала быстро-быстро. Родилась звезда.
Тележка начинает победное шествие
Что забавно в тележках для покупок, так это то, что они не сильно изменились со времен тех корзин и рам. Конструкция стала более прочной, а некоторые креативные дизайнеры добавили рули и причудливые цвета, но в остальном основной дизайн тележки не претерпел серьезных изменений. В Сингапуре и Москве, Париже и Мельбурне немного отличающиеся друг от друга тележки везут своё содержимое, а ими управляют мужчины и женщины.
Тележки являются узнаваемым образом. Наиболее известно использование этого образа Бэнкси. В 2005 году он тайно пронёс «камень», а по сути кусок бетона, изображающий предполагаемую доисторическую фигуру, в Британский музей. Фигура толкала тележку для покупок в сторону ничего хорошего не ожидающего мамонта. «Пэхемский камень», как он назывался в выглядящей аутентично информационной этикетке, оставался в музее три дня, прежде чем персонал понял, что ему здесь не место. Обнаружили ненадлежащий экспонат лишь после того, как Бэнкси предложил поискать поддельную работу среди настоящих экспонатов.
Когда вы в следующий раз будете толкать тележку, полную покупок, подумайте: этот простой и привычный предмет появился совсем недавно. Мы не замечаем его, а напрасно. Большой магазин или маленький, в Австралии или Вене, но есть кое-что, что мы делаем одинаково: толкаем покупательскую тележку.